Rambler's Top100
   
Фотоистории  /  Необъявленная война
Автор: Markindekan
13.09.2009

Павел Маркин


Первая грузино-осетинская война. Февраль-март 1991 года. Цхинвал

Об этой войне очень мало писали в ту пору средства массовой информации...

ВОТ ПУЛЯ ПРОЛЕТЕЛА И…

В марте 1991 года друзья из осетинского землячества предложили нам с С.С. Чаплиным слетать в Цхинвал (правда, в ту пору он назывался еще «Цхинвали») и сделать серию репортажей о военном конфликте на Северном Кавказе. В ту пору средства массовой информации по каким-то причинам совсем не вспоминали о войне между грузинами и осетинами.
Наш редактор газеты «Ленинградский рабочий» Геннадий Панков под расписку и со словами: «В случае чего,.. чтоб ко мне никаких претензий…» отпустил нас на недельку за свой счет. Через пару часом лету мы уже были во Владикавказе (дома я сказал, что еду в командировку именно туда). Затем на перекладных: автобусом, на телеге, на вертолете, пешком мы за двое суток добрались до столицы Южной Осетии.
Это был настоящий фронтовой город. Стояли разрушенные от прямого попадания дома, троллейбусы. Проспект Сталина на каждом шагу украшали патриотические лозунги и плакаты. Улицы то и дело перегораживали баррикады из бетонных блоков и мешков с песком. В самом центре Цхинвала, рядом с одной из школ выросло новое городское кладбище с жертвами ежедневных обстрелов. В городском отделении милиции нам продемонстрировали неразорвавшиеся снаряды и мины. Сильнейший шок вызвали осколки пуль от крупнокалиберного пулемета, начиненные стекловолокном. Стоило хотя одной единственной такой «иголочке» попасть в тело и человек погибал. Такое оружие запрещено всеми мыслимыми и немыслимыми конвенциями.
Мы ходили по больницам и беседовали с раненными и врачами. Заходили в школы, детские сады, жилые дома, на предприятия – везде были следы войны – воронки, пробоины, разрушенные стены. Ребятишки играли только в войну и без конца обменивались собранными осколками, гильзами и пулями. Почти в каждом доме нам демонстрировали припрятанное оружие – то ППШ, то трехлинейку – в случае попытки захвата города, его жители собирались защищаться до последнего вздоха.
Выезжали мы и в близлежащие села. Сделать это можно было только двумя способами. Либо на полу под ворохом перевязочных материалов в микроавтобусе скорой помощи. Или внутри бронетранспортера внутренних войск, которые несли службу в осажденном городе и помогали медикам совершать рейды по селам и вывозить немощных стариков, раненных и убитых. Ехали мы под прицелом орудий и пулеметов грузинских армейских и милицейских подразделений.
Во время очередного такого рейда я «засветился»… С нами поехали невесть откуда взявшиеся тележурналисты Первого канала. И я попал в объектив. Жена смотрит дома очередной выпуск «Новостей» и вдруг видит супруга, шагающего в поисках кадра мимо колонны бронетранспортеров и грузовых автомашин с беженцами. По возвращении мне досталось за сказки с командировкой по первое число…
Каждую очередную ночь мы ночевали на новом месте. Друзья объясняли это тем, что грузинские спецслужбы внимательно следят за нашими передвижениями и постараются нас уничтожить. Не знаю, насколько уж это соответствовало действительности, но однажды, уже под утро я проснулся от звука разбитого стекла и громкого хлопка. Пуля вошла в стену, сантиметрах в десяти выше спинки дивана. А рядом с «пауком» пулевого отверстия в оконном переплете, в люльке лежал малыш. Он смотрел удивленно на меня и улыбался. А мне было очень страшно.
Потом, после возвращения на берега Невы мы с Сергеем Сергеевичем сделали несколько разворотов для «Ленинградского рабочего», были репортажи в «Смене», «Ленинградской правде», «Вечернем Ленинграде», «Ленинских искрах», «Часе пик», «Советской России», «Комсомольской правде» и даже в «Огоньке». Для творческого отчета о командировке для членов Осетинского землячества я сделал фотовыставку в СКК «Юбилейный». А затем эти фотографии разошлись по домашним архивам наших новых друзей.


1 [рейтинг: +60] Проголосовало: 31
Осетинский боевик
Февраль-март 1991 года Цхинвал
Осетинский боевик




2 [рейтинг: +35] Проголосовало: 19
Аллея героев
Февраль-март 1991 года Цхинвал
Аллея героев




3 [рейтинг: +22] Проголосовало: 14
Баррикады на улицах города
Февраль-март 1991 года Цхинвал
Баррикады на улицах города




4 [рейтинг: +8] Проголосовало: 8
Думы, мои думы
02-03 1991 года Цхинвал
Думы, мои думы




5 [рейтинг: +69] Проголосовало: 35
Эвакуация из близлежащих сел
Февраль-март 1991 года Цхинвал
Эвакуация из близлежащих сел




6 [рейтинг: +25] Проголосовало: 16
Кладбище во дворе
Февраль-март 1991 года Цхинвал
Кладбище во дворе




7 [рейтинг: +25] Проголосовало: 19
Под знаменем ленинской национальной политики
Февраль-март 1991 года Цхинвал
Под знаменем ленинской национальной политики




8 [рейтинг: +22] Проголосовало: 18
Мои друзья
Февраль-март 1991 года Цхинвали
Мои друзья




9 [рейтинг: +20] Проголосовало: 17
После ночного обстрела
Февраль-март 1991 года Цхинвали
После ночного обстрела




10 [рейтинг: +22] Проголосовало: 16
Похороны учителя
Февраль-март 1991 года Цхинвали
Похороны учителя




11 [рейтинг: +93] Проголосовало: 49
Шальная пуля?
Февраль-март 1991 года Цхинвали
Шальная пуля?




12 [рейтинг: +24] Проголосовало: 16
Эту пожилую женщину грузинские солдаты избивали прикладами автоматов
Февраль-март 1991 года Цхинва
Эту пожилую женщину грузинские солдаты избивали прикладами автоматов




13 [рейтинг: +32] Проголосовало: 21
На центральной улице - проспекте Сталина
Февраль-март 1991 года Цхинвал
На центральной улице - проспекте Сталина




14 [рейтинг: +18] Проголосовало: 14
В последний путь
Февраль-март 1991 года Цхинвал
В последний путь




15 [рейтинг: +9] Проголосовало: 10
Пули от грузинского крупнокалиберного пулемета, начиненные... стекловолокном. Любое ранение - смертельно. Такие боеприпасы запрещены всеми мыслимыми конвенциями
Февраль-март 1991 года Цхинвал
Пули от грузинского крупнокалиберного пулемета, начиненные... стекловолокном. Любое ранение - смертельно. Такие боеприпасы запрещены всеми мыслимыми конвенциями




16 [рейтинг: +25] Проголосовало: 18
Разграбленная школа
Февраль-март 1991 года Пригород Цхинвала
Разграбленная школа




17 [рейтинг: +36] Проголосовало: 22
Похороны каждый день
Февраль-март 1991 года Цхинвал
Похороны каждый день




18 [рейтинг: +37] Проголосовало: 23
Материнское горе
Февраль-март 1991 года Пригород Цхинвала
Материнское горе



Поделиться

[рейтинг: +57] Проголосовало: 25 | Назад в ленту


  • GhostFish
    13.09.2009 13:27
    если бы не приметы времени - дежавю августа 2008 года
    крепко снято
    [присоединилось: +13] Ответить

    • mica
      13.09.2009 14:11
      Да, сильно...
      Только название первой работы режет слух.
      [присоединилось: +3] Ответить

      • Markindekan
        13.09.2009 16:21
        Это не я, это он сам себя так назвал...
        [присоединилось: +0] Ответить

      • dnskmv
        13.09.2009 15:26
        Сильные фотографии.
        [присоединилось: +3] Ответить

        • Senia
          13.09.2009 16:33
          Очень и очень сильно. Хорошие фото, но поменьше бы таких...
          [присоединилось: +6] Ответить

          • Markindekan
            13.09.2009 16:49
            И никому не пожелаю снимать это! Очень тяжело!
            [присоединилось: +0] Ответить

          • Lisiihvost
            13.09.2009 16:35
            очень крепкие кадры..
            [присоединилось: +3] Ответить

            • yanpetros
              13.09.2009 18:00
              ну,Павел Михайлович,неожиданно и радостно встретить вас и здесь! :) кому-кому,а вам есть что показать!
              [присоединилось: +3] Ответить

              • Markindekan
                13.09.2009 19:01
                ...ты-то, знаю, здесь давно прописался - слежу за твоими победами! А еще недавно ты все жаловался, что тебя никто не замечает...
                [присоединилось: +0] Ответить

                • yanpetros
                  13.09.2009 19:04
                  да,уже больше года здесь..быть замеченным-хорошо,но ещё б лучше найти работу хорошую..)
                  [присоединилось: +0] Ответить

                  • Markindekan
                    13.09.2009 19:37
                    Опять плач ярославны - куда не вхгляну, всюду ты на коне и на щите!
                    [присоединилось: +0] Ответить

                    • yanpetros
                      13.09.2009 19:38
                      да уж конь внештатный в "мойрайоне"..)))
                      [присоединилось: +0] Ответить

                      • Markindekan
                        13.09.2009 20:21
                        Не плачь, зато здесь ты штатный!!!
                        [присоединилось: +0] Ответить

              • mju
                13.09.2009 19:16
                ужас, о котором молчали тогда...
                очень сильно снято!
                [присоединилось: +4] Ответить

                • chudo1909
                  13.09.2009 19:50
                  Перекличка 5-го с 11-м кадром интересная, оба исчерпывающе выразительны.
                  [присоединилось: +3] Ответить

                  • Kosmonavt
                    13.09.2009 20:39
                    Вы пишете: "Через пару часом лету мы уже были во Владикавказе. Затем на перекладных: автобусом, на телеге, на вертолете, пешком мы за двое суток добрались до столицы Северной Осетии."
                    Имелось ввиду до столицы Южной Осетии? Вы ж в Цхинвали ехали вроде как...
                    К №7: нынешнее государствоустройство на Северном и Западном Кавказе, равно как и существование Южной Осетии, это результат все-таки сталинской межнациональной политики.
                    [присоединилось: +1] Ответить

                    • Markindekan
                      13.09.2009 20:46
                      Да, вы правы, ошибся старик - это мы от Владикавказа до Цхинвали долго добирались!
                      А основы политики закладывал Владимир Ильич...
                      [присоединилось: +0] Ответить

                    • CHUL
                      14.09.2009 09:56
                      Отличные фото, хотя что скажешь-МЭТР все т.к)))
                      [присоединилось: +3] Ответить

                      • Muxalma
                        14.09.2009 11:52
                        !!!
                        [присоединилось: +3] Ответить

                        • dzverev
                          14.09.2009 13:46
                          да... история!
                          [присоединилось: +7] Ответить

                          • LUC
                            14.09.2009 14:41
                            Первая и 11 – просто шедевры!!! Очень живо и эмоционально!++
                            [присоединилось: +5] Ответить

                            • jkinski
                              14.09.2009 17:53
                              Очень сильный репортаж! Глядя на фотографии цепляет... заставляет подумать...
                              спасибо!
                              [присоединилось: +3] Ответить

                              • talipov
                                14.09.2009 20:15
                                времени не существует
                                [присоединилось: +3] Ответить

                                • Chernov
                                  14.09.2009 23:40
                                  (Комментарий к 1-му кадру из этого поста, помещенному в "Выбор модератора")
                                  Готов присоединиться к одному из комментариев. Если б не плакаты с Горбачевым, можно ненароком было б принять за 2008-й
                                  [присоединилось: +3] Ответить

                                  • aggea1
                                    15.09.2009 08:15
                                    очень много пустых, ниочёмных снимков. Выезжаете лишь на теме, да на горе... Кич на человеческой беде. Какая уж речь о композиции, компоновке кадра - что увидел, то пропел... Тяжёлое чувство...
                                    [присоединилось: -22] Ответить

                                    • Chernov
                                      15.09.2009 09:43
                                      а может, вам на чужое горе просто смотреть надоело?
                                      не могу себе представить других причин, заставляющих писать "кич на человеческой беде".
                                      да и про "ниочемные" написать можно, глядя на что-то другое, а не сюда...
                                      надо делать поправку, конечно, на время съемки, стилистика того времени, да.
                                      но вы, похоже, о чем-то своем.

                                      честно говоря, уже никаких душевных сил у меня нет читать нападки на журналистов в этом духе: "они наживаются на человеческой беде". хочется сразу и громко отвечать матом. хотя я понимаю умом, что это у зрителей защитная реакция на горе, видимо.

                                      вы не правы, короче.
                                      [присоединилось: +13] Ответить

                                      • aggea1
                                        15.09.2009 19:03
                                        Я тоже журналистка... И могу кое-что оценивать...
                                        Вы тоже очень не правы.
                                        [присоединилось: -13] Ответить

                                        • unitsyn
                                          20.09.2009 18:25
                                          журналист журналисту рознь.
                                          [присоединилось: +4] Ответить

                                        • Likgallery
                                          06.10.2009 16:00
                                          А разве этот автор не выезжает на теме.Кстати разрешённая и популярная тема, и тема и
                                          подача в строгих рамках дозволенного.Взять хотя бы Youtube, там войны такого уровня
                                          освещаются не предвзято.Мастерство? Да скорее это абсолютно советская школа.Нет ни одной новой мысли и ни одного нового чувства.И автор явно лукавит,когда говорит ,что ему было тяжело это снимать.Очень выверенная композиция и нет никакой внезапности.Уж не специально
                                          ли он объявился в Цхинвале?
                                          А сколько горя в России и запретных тем : бомжи,голод и безработица,а итог один - смерть.
                                          [присоединилось: -11] Ответить

                                          • Chernov
                                            06.10.2009 18:57
                                            у вас лихо получается образцовая демагогия.
                                            вот с фотографиями хуже.
                                            [присоединилось: +5] Ответить

                                            • Likgallery
                                              09.10.2009 09:14
                                              Модератор не должен вмешиваться в обсуждение фотографий,у вас тут такое единодушие,как у Булгакова в "Собачьем сердце":"Душили ,душили...."
                                              Ваши правила лишили меня права оценки,зато вы оцениваете вовсю...
                                              Правила как в "SS"Кого мы считаем евреем ,а кого плохим Фотографом.
                                              Я сразу попал в ненужную касту,как только не согласился с вашим мнением,
                                              Отсюда и соответствующее мнение многих других,не хотящих попасть,в ненужную касту.
                                              А что такие люди могут сказать и снять....Только гомосексуалистов...
                                              [присоединилось: -6] Ответить

                                              • Likgallery
                                                20.12.2009 11:27
                                                А почему г.Чернову "не надоело смотреть на чужое горе" и он здесь утверждает,что никогда ему не надоест.
                                                Это вечный PR его сайта. Под фотографиями нет ни фамилии людей,ни места и времени (точного), когда это снято: кого хоронят, как фамилия этого человека,кто его мать, которая убивается над гробом.И призывает, кого она призывает? Что она говорит, в этих последних словах?В этих последних мгновениях убиенного? человека на земле?Редкостное равнодушие фотографа Павла Маркина.
                                                Мы видим только его фамилию.Значит и его историю.

                                                На похоронах пришло очень много людей.Сравните : нам рассказали историю г.Мохорева (раздевающего детей на съёмках) и ни слова, где и когда и кто хоронится на кладбище.

                                                Он геройски путешествует по Цхинвалу в поисках кадра : "Во время очередного такого рейда я «засветился»… С нами поехали невесть откуда взявшиеся тележурналисты Первого канала. И я попал в объектив. Жена смотрит дома очередной выпуск «Новостей» и вдруг видит супруга, шагающего в поисках кадра мимо колонны бронетранспортеров и грузовых автомашин с беженцами. По возвращении мне досталось за сказки с командировкой по первое число… "

                                                Его вступительная речь к серии - это восхваление самого себя.
                                                [присоединилось: -7] Ответить

                                                • Likgallery
                                                  20.12.2009 14:29
                                                  Вот написал я это своё размышление.Минут через десять у меня уже минус шесть .Кто поставил минусы, с чем они не согласны.Этого я никогда не узнаю.
                                                  Они уже привыкли все вместе и сообща голосовать по указке г.Чернова.
                                                  И далёкой надежде быть когда-нибудь опубликованными в "РР".
                                                  [присоединилось: -4] Ответить

                                                  • Likgallery
                                                    20.12.2009 14:36
                                                    Писал было -73, через минуту уже - 110 (рейтинг фотографий).А вообще это полный бред - этот ваш рейтинг.Хозяин вы его, но не более.
                                                    Не увлекайтесь так г.Чернов!
                                                    [присоединилось: -6] Ответить

                                          • Markindekan
                                            22.09.2009 06:56
                                            Обидно, что среди нашего брата встречаются и такие "критики"...
                                            [присоединилось: +0] Ответить

                                        • Hanja
                                          16.09.2009 08:39
                                          все грузины нелюди!Если бы вы знали как я их ненавижу!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
                                          СПАСИБО ЗА ПРАВДУ!!!!
                                          [присоединилось: -18] Ответить

                                          • Markindekan
                                            16.09.2009 09:39
                                            Правда - правдой, но среди любого народа можно найти подонков!
                                            У меня и среди грузин масса друзей. Особенно среди миргелов (их еще называют мингрелы или грузинские мамлюки...)!!!
                                            [присоединилось: +0] Ответить

                                            • Markindekan
                                              20.09.2009 18:35
                                              Прошу прощения, но выше я допустил опечатку - не МИРГЕЛЫ", а, конечно "МИГРЕЛЫ"...
                                              [присоединилось: +0] Ответить

                                          • anna_fedotova
                                            19.09.2009 01:40
                                            ого
                                            [присоединилось: +3] Ответить

                                            • unitsyn
                                              20.09.2009 18:33
                                              1 и 11 особенно запомнились. спасибо
                                              [присоединилось: +3] Ответить

                                              • Don_Duke
                                                25.09.2009 16:25
                                                5,11,16 - понравились
                                                [присоединилось: +4] Ответить

                                                • vladimir
                                                  08.10.2009 18:07
                                                  Да, ребеночек и простреленное стекло-кадр стоящий.
                                                  [присоединилось: +5] Ответить

                                                  • 05.02.2010 21:35
                                                    не точто фото и даже запах помню те начало 90-х 90-92г. Где же наш Рэмбо комроты...
                                                    [присоединилось: +0] Ответить

                                                    • 08.03.2010 01:40
                                                      а я служил там в это время. до сих пор многое помню.
                                                      [присоединилось: +0] Ответить